1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (проголосовало:8, оценка: 4,50 out of 5)
Загрузка...

Свойства моторного масла

Для чего же в двигателе нужно масло? На первый взгляд, ответ очевиден – для уменьшения трения между деталями путём их смазки. Однако, это далеко не единственное свойство моторного масла, а при современных технологиях производства материалов и обработки их поверхностей, возможно, уже и не основное. Все его свойства вытекают из функций, которые масло должно выполнять в моторе, а их, помимо собственно снижения трения деталей, ещё как минимум четыре:

  • защита от износа
  • очищение мотора от продуктов его «жизнедеятельности»
  • охлаждение
  • сохранение эластичности резинополимерных деталей

Смазывание.

Пробежимся вкратце по физической сути этих функций: со смазыванием, как наиболее очевидной задачей масла, всё понятно. Уменьшается трение и, как следствие, энергопотери на его преодоление. Здесь нужно понимать, что при замене пары трения металл-металл на пару трения масло-масло трение не станет нулевым. Какая-то часть мощности двигателя всё же будет расходоваться на преодоление трения между слоями масла. И величина этих затрат напрямую зависит от такого свойства, как вязкость. Подробно об этом можно будет почитать в статье по вязкости моторных масел, а в общем, чем больше вязкость, тем больше затраты энергии на её преодоление. Надпись на банке вида 5w-40 как раз и обозначают эту вязкость, в данном случае нам интересна вторая цифра, варьирующаяся в пределах от 20 до 60 (для моторных масел).

Защита от износа.

Весьма близко к функции смазывания относится и функция защиты от износа, поскольку понятно, что при трении двух твёрдых тел эти тела будут изнашиваться, то есть портиться. Менее очевидно свойство современных масел задерживаться на поверхностях даже при выключенном двигателе, что даёт возможность уменьшить износ при запуске двигателя, а большая его часть как раз и происходит в этот момент. Один из всемирно известных брэндов (угадайте кто:)) даже назвал в честь этого свойства линейку своих масел. Это, кстати, не значит, что у масел других производителей этого свойства нет, просто в данном случае было решено выпятить это в рекламных целях. Ну и хорошо, у нас есть наглядное подтверждение вышенаписанному.

Очищение.

Ещё один пример монетизации свойств масел хитрыми маркетологами – рекламная компания другого известного брэнда, акцентирующего внимание на моющих свойствах моторного масла. Но отмыть грязь с двигателя мало, нужно ещё и удержать её от повторного оседания на поверхность. Всем этим и занимается связка моющих и диспергирующих присадок, накапливающих в себе всю отмытую и вновь поступившую в объём масла грязь, не давая ей слипаться и, превращаясь в большие частицы, портить поверхность деталей, а то и закупоривать тонкие масляные каналы. И напрасно некоторые автолюбители бракуют масло, быстро темнеющее в процессе эксплуатации. Это всего лишь показатель активной работы этой свойства масла. Причём потемнеть оно может уже после нескольких километров пробега, ничего страшного в этом нет. Ну, в случае особо запущенного двигателя, в который впервые залили хорошее масло с высокими моющими свойствами, можно сократить пробег до следующей замены в два раза. Гораздо подозрительнее, когда после 5-8 тысяч километров пробега масло такое же светлое, как при заливке. Поскольку в процессе работы любого ДВС неизбежно возникает загрязнение двигателя, получается, раз грязи нет в масле, значит она осталась на двигателе.

Охлаждение.

Очередная польза от масла – охлаждение деталей цилиндропоршневой группы, с ним соприкасающихся. Тоже очень важная функция, поскольку никакого другого охлаждения у поршня и поршневых колец нет. При тепловом расширении этих деталей выше расчётных показателей клина, скорее всего не будет, но зазор между цилиндром и поршнем уменьшится, увеличив вероятность непосредственного их соприкосновения. Чревато повышенным износом. А самое главное, что при неохлаждаемом поршне повышается температура топливной смеси, что способствует появлению детонации, которая ещё больше нагревает поршень, и так далее, по замкнутому кругу…

Сохранение уплотнений.

Последняя из основных функций – сохранение в рабочем состоянии всевозможных резинок, используемых в двигателе. Крайне неприятная картина получится, если вдруг при запуске двигателя в холодную погоду через убитый сальник вытечет всё масло. Поскольку больше о сальниках заботиться «некому», масло специально тестируют на совместимость с материалами уплотнений и добавляют специальные присадки, сохраняющие их эластичность.

Вот такими полезными свойствами обладает масло в моторе, поэтому считаю вполне справедливым утверждение о том, что масло – это ещё одна деталь двигателя, параметры которой, кстати, учитываются при инженерных расчётах этого самого двигателя. Так что заливка масла с «нерасчётными» характеристиками примерно равна по последствиями с установкой некондиционной детали. Существенно уменьшает ресурс двигателя и в перспективе выливается в капитальный ремонт.