1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет оценок)
Загрузка...

Цвет моторного масла

1. Цвет нового моторного масла.

В этой статье поговорим о цвете моторного масла. Цвет масла в двигателе является наглядным признаком, во-первых, степени его выработки, а во-вторых, по цвету нового масла можно примерно судить о его составе.

Очевидно, что цвет нового моторного масла зависит от его состава, а именно базы и пакета присадок (здесь можно почитать о составе моторного масла). В принципе большинство масел для бензиновых двигателей имеют примерно одинаковый цвет «с новья», весьма светло-жёлтый и прозрачный. Оно и понятно, в основном компоненты масел всеми закупаются у одних и тех же производителей (например, присадки у Infineum и Lubrizol), а технология выработки базовых масел предполагает в том числе контроль по цвету, т. е. они должны быть одинаковыми.

Конечно, результат их смешивания может отличаться в случае разной рецептуры, но не сильно.

Отдельно нужно сказать про масла для дизельных двигателей. Они как правило темнее, чем бензиновые, поскольку там другой пакет присадок из-за особенностей работы самих двигателей. (картинка бензинового и дизельного масла). Есть и некоторые отклонения от общей тенденции, например, цвет масла М10Г2к, которое имеет зеленоватый оттенок. Это также является следствием используемого пакета присадок.

Есть и экзотика в виде молочно-белого масла (один из продуктов бренда Xenum) из-за добавки керамики, или зелёные (прямо вот зелёные, как антифриз) масла, которые окрашивают «для понта» (LiquiMoly, Idemitsu…), в основном, в премиум-сегменте.

цвет масла xenum vx 5w30
Моторное масло Xenum 5w30 белого цвета из-за кермамики в составе

2. Нормальный цвет масла в двигателе.

Как только масло начало работать в двигателе, оно начинает менять свой цвет. Это нормально, и означает, что масло выполняет свою функцию по очистке двигателя и удержания грязи в своём объёме. Причём потемнение проявится даже если двигатель чистый, поскольку так или иначе в объём масла попадает некоторое количество продуктов горения из камеры сгорания.

Поэтому не стоит пугаться потемнения масла. Для хорошего масла это норма.

Однако, если автомобиль ездит на газу, то цвет масла практически не будет меняться (при условии, что сам двигатель чистый). Это происходит как раз из-за того, что газ не имеет таких продуктов горения как бензин и, в основном, превращается в водяной пар, который и вылетает в выхлоп. Так, кстати, можно определить, что на машине установлено ГБО, такие авто на светофорах, например, заметно «парят» быстро рассеивающимся выхлопом белого цвета.

3. Цвет отработанного моторного масла.

По мере выработки своих свойств и приближения к плановой замене масло становится всё темнее и темнее. Однако основным фактором, свидетельствующим о «кончине» масла будет не его цвет, а потеря штатной вязкости. То есть в холодном двигателе это масло будет более густым, чем новое, а в горячем — более жидким. Такое масло нужно срочно менять, поскольку это — сигнал того, что в масле закончился модификатор вязкости, имеющий львиную долю всего объёма присадок наряду с дисперсантом, удерживающим грязь во взвешенном состоянии в объёме масла и не позволяющем её откладываться на стенках мотора. Соответственно, если сдохла вязкостная присадка, остальные и подавно закончились, и ездите вы на отработке.

В общем, визуально отработанное, негодное к дальнейшему использованию масло выглядит как почти как гудрон по цвету.

Кроме того, есть способ простого теста на выработку масла. Нужно капнуть каплю масла с щупа на салфетку и немного подождать. Если вокруг тёмного пятна с грязью появляется более светлый «ореол», значит масло ещё не потеряло всех своих свойств и может какое-то время проработать. По сути салфетка выступает фильтром, который задерживает грязь (и связавшее её масло) и пропускает чистое масло, позволяя ему впитываться за пределами места падения капли. Чем больше этот ореол, тем больше остаток запаса прочности моторного масла.

4. Стандарт определения цвета масла (ASTM D 1500).

Как всегда, определение цвета масла тоже стандартизировано. Полностью этот стандарт называется так:

ASTM D1500-12 (2017) Стандартный метод определения цвета нефтепродуктов по ASTM (цветовая шкала ASTM).

А выглядит вот так:

Стандарт определения цвета масла (ASTM D 1500).

По этому методу определяют, например, достигнута ли нужная степень очистки при производстве масла. Или наоборот, контролируют степень загрязнения в работающем масле или качество самого масла (это просто, кстати, как алгебраические уравнения с одним неизвестным: имеем связку из трёх параметров. К примеру: степень очистки (начальный цвет), степень загрязнения (конечный цвет) и качество масла. При двух известных параметрах (начальный и конечный цвет) и соблюдении одинаковых условий измерения находим третий. Если масло за расчётное время работы под расчётной нагрузкой не попало в цвет, значит оно некачественное.

Или наоборот, берём заведомо качественное масло и известный начальный цвет. Гоняем масло на тех же расчётных нагрузках то же время и получаем значение конечного цвета.

Ну, как-то так:).

5. Цвет масла в неисправном двигателе.

По состоянию и цвету масла на щупе можно определить неисправности двигателя. Например, если имеет в себе загущения молочно-белого цвета (смахивает на сгущёнку) на щупе или пробке заливной горловины, это означает, что в масло попала вода и превратилась в эмульсию (взбитая водно-масляная смесь). Причин может быть несколько, от прогоревшей прокладки ГБЦ до конденсата в картере. Но такое масло нужно срочно менять и разбираться с причиной образования эмульсии.

Кроме этого масло может быть чёрного цвета с горелым запахом — это означает повышенную температуру в двигателе. Причин может быть несколько: чрезмерная подача топлива, проблемы с охлаждением, износ ЦПГ… Надо диагностировать не откладывая.

6. Итого.

Как обычно, раскладываем результаты:

  • По цвету нового масла можно судить о его составе (в частности, о наличии особых добавок типа MoS2 (дисульфид молибдена, добавляет тёмного), о степени очистки базового масла.
  • Масло, будучи залито в двигатель, может начать темнеть практически на первых километрах работы. Это нормально. Если авто работает на газу, масло почти не темнеет.
  • Отработанное масло становится гораздо темнее, практически чёрным. Изменяется вязкость, «капельный» тест не даёт светлого ореола на салфетке.
  • Существует стандартный метод определения цвета масла (ASTM D 1500). Им активно пользуются производители для контроля процесса производства масла. Кстати, этот метод применяют не только для моторных масел, но и для других нефтепродуктов.
  • Масло в работающем двигателе может изменить цвет и консистенцию в случае неисправности двигателя. Эмульсия на щупе — наглядный тому пример.