1. Добавки и присадки в моторное масло. Лирико-терминологическое предисловие.
(Физиков и нетерпеливых сразу отправляю к третьему пункту, конкретно по теме начинается там.)
Пока мы не начали зарываться в автохимические дебри, уточню один терминологический момент. Есть присадки, и отдельно есть добавки в масло. Разница в том, что присадки изменяют свойства масел, а добавки воздействуют непосредственно на материалы двигателя, используя масляную среду лишь как транспорт до места «работы». Правда, с уверенностью сказать что «вот эта конкретная добавка» не реагирует ни с чем в «этом конкретном масле» можно лишь проведя испытания с участием именно этих составляющих. Или если известно, что одно масло по своему составу является «клоном» другого (например, OEM-масла, разливаемые под заказ производителями из одной бочки с каким-нибудь своим продуктом), на котором были проведены испытания. Но такую информацию никто кроме Ассанжа или Сноудена раскрывать не будет, а испытания стоят дорого. Поэтому изначально мы с вами, как потребители, вынуждены верить производителям добавок на слово, либо использовать те масла, на которых проводили испытания своих продуктов они (тоже инфа не на поверхности, а то и просто отсутствует).
Если же вдруг добавка-таки реагирует с каким-то масляным компонентом, то сразу появляется риск соединив два нормальных «плюса» получить один жирный «минус» в эксплуатационных характеристиках такого коктейля, что неизбежно скажется на ресурсе двигателя. Другое дело, что, во-первых, это воздействие может варьироваться от незаметного до фатального, а во-вторых, ресурс двигателя и так вырабатывается с каждым проеханным километром, поэтому, наверное, всем автоюзерам стоит быть немного фаталистами (хотя лично мне это даётся с огромным трудом:)).
Всё это я здесь написал как информацию к размышлению, выводы пусть каждый сделает сам, лить ли всякие «мегамаслоулучшатели», или полагаться на мудрость и склонность к филантропии маслопроизводителей.
В этой статье я постараюсь и «присадки», и «добавки» употреблять в подобающих местах, но если вдруг оговорюсь, ничего страшного, по контексту смысл всё равно будет понятен:).
2. Зачем нужны присадки и добавки в моторном масле.
Итак, зачем вообще они нам нужны? Ведь известно, что компоненты масла тщательно подбираются, полученная композиция проходит всевозможные испытания и т.д. …. Казалось бы (вспоминая старый анекдот:)).
Бывает, что ширпотреб для массового рынка делают исходя из как можно меньшей себестоимости при минимальном соблюдении заявленных в стандартах характеристик. Если же вдруг какое-то свойство вдруг получилось с хорошим отрывом от минимума (ну химия же, там любая халява может случиться в процессе опытов), то это классный повод раструбить в маркетинговой компании о прорыве в маслостроении и революционном преимуществе нового продукта компании перед «обычными маслами», как принято политкорректно выражаться в рекламе.
На самом деле я сутрировал и, дабы передовые маслоделы не обиделись, добавлю, что исследования проводятся, и новые технологии внедряются, не без этого. Однако во главу угла всегда ставится коммерческая выгода (предприятие-то коммерческое, как иначе?), поэтому этих новшеств и технологий отсыпают ровно столько, чтобы не отстать от конкурентов, или вырваться на шажок вперёд, как, например, Кастрол, договорившийся с Фордом в 2009 году и сделавший «загодя» масло по новому фордовскому допуску 913C. В результате около года имевший «естественную» монополию, пока остальные производители проводили свои циклы исследований и испытаний на соответствие новому допуску. Может и технологическое преимущество, но, по-моему, просто взаимная договорённость менеджеров Кастрола и Форда.
Далее, любое масло в процессе эксплуатации постепенно теряет свои свойства. Динамика этих изменений различна (смотрите в статье о типах моторных масел график про потерю свойств минералки, полусинтетики и синтетики). И этих свойств может не хватать для нормальной работы в двигателе. Например, промывка двигателя: если лить не синтетику, то, скорее всего, отложения в двигателе будут и весьма вероятно, что штатные детергенты не отмоют эти отложения, а если и отмоют, то может не хватить дисперсантов (не дают грязи слипаться в комки), и свежеотмытый шлам вновь осядет на деталях и корпусе. Выход — промывка/очиститель двигателя в баночке по сходной цене. Во всяком случае минералка + промывка всяко дешевле будут, чем синтетика. Кстати, промывочный состав двигателя, наверное, самая продаваемая автохимическая приблуда для двигателя, посмотреть хотя бы на «иконостас» различных очистителей двигателя на сайте Hi-Gear.
И в таком ключе можно подойти почти к любому свойству масла, которое обеспечивается заложенными в него на заводе присадками.
Ещё один случай применения присадок (ну или добавок в данном случае) это некондиционное состояние мотора (старый, потому что:)). На ум приходит сгоревшее масло в выхлопе и текущие сальники.
И третий вариант — это попытка оптимизировать работу двигателя (всякие там увеличения мощности, улучшения динамики, экономия топлива и прочие ништяки).
В итоге имеем такую разбивку по типам:
- промывки и очистители двигателя
- герметики масляной системы, стоп-течи
- стабилизаторы вязкости (загустители aka «антидым»)
- многофункциональные присадки
- антифрикционные и восстановительные составы
Что-то мог упустить, но это основной ассортимент составов для двигателя.
3. Промывки и очистители.
Как было отмечено выше, наиболее востребованы именно промывки двигателя. По сути это те же детергентные и дисперсантные присадки. Первые отколупывают грязь от деталей, а вторые подхватывают и не дают ей осесть обратно (для пытливых есть статья, где про штатные присадки к моторным маслам подробнее написано). В итоге эта грязь выходит из двигателя вместе с отработкой. Вроде бы всё правильно, но есть ряд нюансов.
Если промывка 5-минутная (7-, 15-минутная, а это львиная доля всех промывок двигателя), то полностью отмыть и растворить в объёме масла грязь он просто не успевает. Зато успевает порядочную её часть стронуть с места и оставить в полуоторванном состоянии в виде слизистой «бахромы» в поддоне картера. Новое масло со свежей моющей присадкой довершает дело и окончательно оторванный шматок грязи течёт в маслоприёмник, застревая в сетке. Сетка забивается и для ГБЦ наступает масляное голодание, заканчивающееся его поломкой. Это худший сценарий, но тем не менее реальный (случалось не единожды), если совпадут условия (веками немытый, работающий на минералке движок, промывка, новое хорошее масло, и отсутствие удачи у владельца авто:)).
В таких случаях лучше мыть двигатель, заливая хорошую синтетику с хорошими моющими свойствами и меняя её почаще. За несколько штатных замен двигатель отмоется в щадящем режиме, без образования крупных шмотков, могущих забить фильтр.
Кроме экспресс-промывок существуют так называемые мягкие промывки двигателя, залив которые нужно проехать на машине порядка 150-200 км и только после этого менять масло. Эти гораздо ближе к нормальному процессу отмывки, поскольку не содержат конских доз ядрёной химии, а просто добавляют моющие присадки в сочетании с дисперсантами, которые не дают слипнуться отмытой грязи. В итоге всё сливается вместе с отработкой. Сюда же отнесём очистители гидрокомпенсаторов, поскольку по сути это тот же мягкий очиститель. Например, производитель автохимии Лавр советует для их очистки применять мягкую промывку двигателя.
4. Герметики масляной системы.
Один из косяков двигателя, с которым борются путём применения добавки в масло — это текущие сальники и прокладки. Проблема очень неприятная, учитывая, сколько трудов либо денег нужно затратить на замену, например, сальника (ну а как быть, если течёт задний сальник коленвала, тот, что со стороны коробки? Её ведь снимать придётся:)). На такой случай есть герметики масляной системы, они же «стоп-течь» двигателя. Воздействуют на резиноподобные части сальников и прокладок, заставляя их разбухать. Так все трещины и ликвидируются. В общем, вполне рабочая добавка, различные резинки вполне ещё могут походить какое-то время, иногда весьма некороткое, до замены, которую когда-нибудь всё равно делать придётся, если машину не продадите. Минус в том, что могут и не помочь. Неизвестно ведь, в какой стадии усыхания находится сальник, может быть ему уже ничто не поможет. В этом случае просто выбросите деньги на ветер. Правда, стоит она недорого, особенно если сравнивать с ценой ремонта.
5. Стабилизаторы вязкости (загустители).
Проблема дымности выхлопа с характерным запахом горелого масла проявляется на изношенных движках. Для уменьшения расхода на угар есть специальные присадки в моторное масло с условным названием «Антидым» (подробнее здесь). Довольно часто эффект от их применения имеется, масло перестаёт гореть, или горит не так сильно, соответственно, дыма почти нет. Никакого чуда в данном случае не происходит, просто этот «Антидым» имеет в своём составе загуститель, который повышает масляную вязкость. Более густое масло меньше попадает в камеру сгорания, поэтому и не горит такими темпами, как до его заливки. Иногда вместо присадки-загустителя (которая «густит» при рабочей температуре, и почти не работает на холоде), ушлые производители могут налить в банку просто очень густую базу. При смешивании в двигателе общая вязкость повысится, и эффект проявится, но такая смесь будет застывать при более высокой температуре, а значит, могут возникнуть проблемы с запуском авто зимой.
Ну и, по большому счёту, двигателю эта присадка всё равно что мёртвому припарка. Лучше он от этого не становится, только видимость создаётся. Наверное, самое «правильное» его применение — залить перед продажей, чтобы впарить убитую тачку покупателю (шутка, никогда так не делайте:)).
6. Многофункциональные присадки (пакеты присадок).
Здесь всё просто. Это «запасной» пакет присадок для масла, в котором свои выработались. То есть имеется в наличии модификатор вязкости, детергенты, дисперсанты, антикоррозионная и антиокислительная присадки, антипенная и противозадирная. Нет депрессанта (не даёт застыть на морозе), но её хватает и в штатной заливке. Условно говоря, можно взять чистую базу (например веретёнку И-20А), добавить баночку такой многофункционалки, и залить в мотор. Тоже шутка, но для иллюстрации сгодится. Между собой все составляющие сбалансированы, чего нельзя сказать о взаимном балансе с заводскими присадками в моторном масле, в которое собираемся заливать средство. Поэтому риск есть.
Такую присадку имеет смысл заливать примерно в середине временнОго интервала работы масла, чтобы обновить полезные свойства. Хотя если масло хорошее (синтетика нормального производителя), то 10-12 тыс. км оно отходит без всяких «костылей». Так что этот тип присадок скорее всего выпущен на рынок из сугубо маркетинговых соображений.
7. Антифрикционные и восстанавливающие составы.
(кондиционеры, реметаллизанты, геомодификаторы).
Самая неоднозначная группа препаратов. В известном смысле само масло является антифрикционным материалом в двигателе, но здесь речь пойдёт как раз-таки о добавках. Пожалуй, об этой группе я сделаю отдельную статью, поскольку тема довольно обширная, а в этом опусе и так уже «многа букаф».
Вкратце же выскажусь, что в эту группу входят добавки четырёх типов, разнящиеся своими рабочими веществами и принципами действия. Общее у них — это уменьшение трения и в некоторых случаях восстановление поверхностей трущихся деталей. Ну и позиционирование на рынке в качестве прорывных технологий третьего тысячелетия, бла-бла-бла… В общем, обычный маркетинговый галдёж (не скажу, что всё прям враньё, но нужно учитывать, что маркетология — это целая наука выражаться сильными, громкими словами, не говоря при этом по теме ничего:)).
Итак, 3 группы:
- кондиционеры металла
- реметаллизанты
- геомодификаторы
Кондиционеры металла — это полимеры, налипающие на детали двигателя в местах активного износа. В работе основная нагрузка приходится не на деталь, а на этот слой, который, разрушаясь в результате этой нагрузки, тут же нарастает вновь. И так пока вся залитая присадка не сработается. В зависимости от производителя могут присутствовать компоненты, образующие дополнительные слои защиты в зависимости от условий работы, но за такими подробностями в отдельную статью.
Реметаллизанты — бронзовые частички в носителе (да база какая-нибудь гидрокрекинговая), которые при совпадении условий трибоактивации (давление + температура) закрепляются на поверхности детали, образуя защитный уплотняющий слой. Используются в основном для уже побегавших моторов, где зазоры в парах трения раздолбались больше расчётных, в связи с чем появляется шум (в шестернях) или жор масла (пара поршень-цилиндр).
Геомодификаторы — средства, где в качестве антифрикционного компонента используются минералы, в основном группы серпентина, имеющего слоистую структуру. По-другому — металлокерамическое покрытие. Заполняет трещинки, микронеровности и ямки в месте контакта и образует более гладкую и прочную поверхность с очень низким коэффициентом трения, сравнимым с трением в гидродинамической фазе работы пар трения (т.е. моменты, когда металлические детали не соприкасаются друг с другом, взаимодействуя через масляный клин).
Графит, кстати, тоже минерал, имеет слоистую структуру и применяется в графитной смазке, а если его поляризовать, чтобы лип к металлам, то и в антифрикционных покрытиях будет работать нормально.
Можно было бы добавить сюда термин «ревитализант», но он не является специальным. В переводе на русский язык это «восстановитель», может быть, в принципе, чего угодно, масла, детали, кожи лица:).
8. Выводы.
О чём это я тут писал?
О том, что есть «присадки» и «добавки», и разница между ними в том, что присадки меняют свойства масла, а добавки нет.
О том, что присадки используются для усиления свойств масла, а добавки — для модификации трущихся поверхностей деталей. Что все составы для двигателя можно разбить по типам:
- промывки и очистители двигателя
- герметизирующие составы, стоп-течи
- стабилизаторы вязкости (загустители aka «антидым»)
- многофункциональные присадки
- антифрикционные и восстановительные составы
Промывки и очистители двигателя нужно использовать крайне осторожно (если двигатель не сильно загрязнён), и лучше мягкие, которые заливаются в старое масло на 150-200 км пробега. Эти же мягкие очистители почистят гидрокомпенсаторы клапанов заодно.
Герметики масляной системы воздействуют на резинотехнические изделия (сальники, прокладки), возвращая им форму и убирая трещины за счёт разбухания материала.
Стабилизаторы вязкости нужны для загущения при рабочей температуре, чтобы оно меньше горело в убитом моторе (ну или если вдруг масло жидковато, можно загустить до следующей замены).
Многофункциональные присадки — по сути полный пакет присадок, зачем нужен, не очень понятно, потому что если масло плохое, то в момент добавления присадки база уже будет полумёртвая, а если хорошее — должно хватать штатного пакета. Наверное, это для перфекционистов, чтобы менять масло на 15 тыс. км, а эффект иметь, как будто замена была на 7.5 тыс (залив на этом пробеге присадку).
Антифрикционные и восстановительные составы — работают с металлом, кондиционеры налепляют полимерный слой, реметаллизанты затыкают неровности бронзой или чем-то наподобие, геомодификаторы образуют восстанавливающее геометрию детали керамическое покрытие с маленьким коэффициентом трения.
Вот, в общем-то, и всё. Если что ещё вспомню, допишу обязательно:).