1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет оценок)
Загрузка...

Безаварийная езда. Городской стиль вождения.

1. Безопасное вождение и безаварийная езда.

Эта статья будет выбиваться из привычной технической тематики, и посвящу я её безопасному вождению в городе. Точнее даже не безопасному вождению, а безаварийной езде, хотя, казалось бы, разницы нет. Стиль вождения в городе может включать в себя некоторые не ожидаемые другими манёвры, выглядящие небезопасно, на деле они практически исключают возможность ДТП. Я не буду переписывать другие статьи на эту же тему (даже не читал их). Просто поделюсь личным опытом, полученным за два с лишним десятилетия езды за рулём. Но сначала немного предыстории.

2. Мой опыт безаварийного вождения.

Я не люблю машины. Очень не люблю водить, общественный транспорт тоже не люблю, поэтому, если позволяет время, всегда стараюсь ходить пешком. Будучи поклонником «мускульной тяги» активно использовал велосипед (и каяк:)) и был счастлив. До последнего отнекивался от покупки машины в личную собственность, так как прекрасно понимал, стоит заиметь авто, ездить на нём придётся регулярно, в ущерб здоровью и. Сломала меня появившаяся семья и дети.

При этом сам процесс вождения даётся мне совсем без напряга. Могу ехать далеко и долго, не раз ездил на юга и севера, без проблем выдерживая долгое «сидение на попе ровно». И с работой мне в этом плане тоже как-то «не везло». Постоянно работал либо за рулём, либо рядом, так или иначе продолжая активно крутить баранку на благо работодателей (а потом и своих домашних:)). Много ездил по городу и за город, в соседние области и дальше. Какое-то время ездил на грузовиках. Последние примерно шесть лет с небольшими перерывами ежедневно накатываю по городу 300-400 км, в том числе и по столице нашей Родины:). За всё время серьёзных аварий — ноль, несерьёзных по моей вине — 1 (гололёд весенним утром перед светофором и касание в бампер впереди идущей машины без последствий для неё и меня). Не по моей вине — четыре, все по невнимательности моих «визави», ущерб не выходит за рамки одной двух помятых деталей кузова. Это я к тому, что опыт имею в общем-то положительный, учитывая, что ездить мне нужно быстро, не взирая на всякие там пробки. При этом я не претендую на сколько-нибудь всеобъемлющее изложение темы. Я лишь расскажу то, что помогает мне чувствовать себя в дорожном трафике «как рыба в воде» (чуть ниже вы увидите, насколько буквально можно понимать это выражение на дороге:)). Да, должен сказать, что я вообще не «гонщик», моё «быстро» это не про скорость, а про шустрость при прохождении различных дорожных препятствий (как то: пробки, светофоры, аварии, проблемные развязки и т. д.).

3. Кому «нужно» ездить быстро на машине.

Объясню, почему же мне именно «нужно» ездить быстро. Большинство людей на легковушках садится за руль два раза в день: утром, чтобы доехать до работы, и вечером, чтобы приехать с работы домой. По дороге заехать за ребёнком в садик, в магазин, на тренировку…. В общем, процесс езды за рулём отделён от процесса работы, как таковой, а именно зарабатывания денег.

У меня по-другому: я зарабатываю самим процессом вождения, оплата «сдельная», поэтому чем быстрее я перемещусь из точки А в точку Б, тем меньше времени я потрачу на зарабатывание той же суммы денег. То есть, либо я за то же время заработаю больше денег, либо на час-два приду пораньше домой, к жене и детям:). Отсюда и подход: если я вижу возможность ускорить процесс перемещения по городу, я стараюсь её использовать. Не делать этого, всё равно как если бы секретарь, владеющий слепым десятипальцевым методом печатания на клавиатуре, печатал бы приказ директора двумя пальчиками. Или бухгалтер взялся бы умножать 25 на 25 в столбик (хотя прекрасно знает «в уме», что получится 625:)).

4. «Тормоза» за рулём как неизбежное зло.

На дорогах встречаются люди, мешающие своими действиями другим участникам движения. В случае объективных причин вопросов нет, человек далеко не на всё может повлиять в ситуации на дороге. Я сейчас говорю о тех, кто просто не задумывается о том, что своей невнимательностью, медлительностью, пофигизмом создаёт проблемы другим на ровном месте.

Хрестоматийный пример: старт на зелёный светофор там, где он горит очень недолго. Первая машина частенько тормозит несколько секунд прежде чем тронуться, а то и ждёт пока ему бибикнут задние, поскольку водитель торчит в телефоне и светофора, понятное дело, не видит. (Кстати, в Москве бибиканье — это нормальная практика для тех, кто стоит на стрелки, потому что на очень многих светофорах там стрелка не продублирована на дальнем светофоре, и первый водитель (стоящий, как правило, прям вплотную к повороту) просто физически не может увидеть, когда она загорается. Поэтому просто ждёт, когда ему подскажут другие:)). Возможно, он думает, мол, «кто не спешит, тот понял жизнь», или что вечером трудного рабочего дня ему лично торопиться некуда… Но своей медлительностью он отбирает у пары-тройки машин возможность успеть проехать на этот сигнал, добавляя им полторы-три минуты ожидания следующего «зелёного». А ведь так (в том числе) и образовываются пробки, состоящие из тех, кто не спешит, но мешающие тем, кто не хочет тратить ЛИШНЕЕ время своей жизни на бесполезное стояние на одном месте.

Или ещё один пример: девушка за рулём решила, что ей нужно припарковаться «где-то здесь». Снижает скорость и ищет, куда бы воткнуть свою машину. При этом не обозначает поворотником своё намерение, и следующая за ней машина просто не знает, почему она вдруг снизила скорость (мол, наверное, впереди тоже кто-то снизил, затруднённое движение, в общем). Учитывая степень «заставленности» наших обочин в городе, такие поиски могут собрать за собой немаленький «хвост». Хотя просто включение поворотника сразу прояснит ситуацию и эту даму просто будут объезжать, вместо того чтобы ждать, пока она, наконец, решит свою проблему с парковкой.

К чему я это? К тому, что такие «тормоза» — неизбежное зло, и с дороги, к сожалению, никуда не денутся. Наоборот, с каждым годом их всё больше, прошли времена, когда «настоящий автолюбитель» был не только мастером вождения, но и механиком, мойщиком, снабженцем… да просто творческой личностью в лучшем смысле этого слова:). Относиться к ним можно по-разному, но учитывать их наличие на дороге в каждый конкретный момент нужно обязательно.

Отсюда первый вывод: всегда мониторим ситуацию на дороге исходя из всех возможных источников. Смотрим, что творится перед передней машиной, на соседних полосах, в зеркалах заднего вида, в какой фазе находится следующий светофор, есть ли в правой полосе обозначающие поворот во двор/прилегающую дорогу и т.д.

5. Построение траектории движения машины.

Так, промониторили ситуацию, что с ней теперь делать? Правильно, анализировать и синтезировать (наверное, не все знают, что анализ и синтез — это «орёл и решка» процесса познания:)). То есть мы раскладываем на составные части общую обстановку на дороге, а потом на основании сделанного анализа прогнозируем изменение дорожной ситуации в сиюминутном будущем (синтез) и «вписываем» свои действия в этот прогноз. В общем, строим траекторию движения машины в потоке.

Самый простой пример: на перекрёстке есть стрелка налево, есть большое количество желающих туда повернуть. Если стрелка горит недолго, образуется «хвост» в левом ряду. Значит, нужно заблаговременно уйти даже не в соседний ряд, а в следующий за ним, поскольку соседний тоже будет притормаживать из-за тех, кому не надо налево, и они, упёршись в хвост, начинают из него выезжать, вынуждая пропускать себя тех, кто движется по соседнему ряду.

6. Чувство «течения воды», как использовать.

Выше я писал про «рыбу в воде», сейчас объясню всю буквальность данного выражения. Я, будучи туристом-водником, очень люблю воду вообще и «белую» в частности («белая вода» — выражение, означающее пенистую, «кипящую» воду в речных порогах). Для успешного прохождения порога (особенно на каяке) лучше не бороться с течением, а использовать его в своих целях. То есть заранее по ходу движения замечать препятствия и «полезные» участки (суводи, чистые струи без камней в русле и т. д.) и использовать всё это в своих интересах.

На дороге я представляю то же самое. Как будто это река, по которой раскиданы препятствия (аварии, светофоры-стрелки, выезды с прилегающих дорог и т. д.) и полезные участки (свободные полосы, машины, которые блокируют в данный момент движение тем, кто мог бы помешать тебе…). Соответственно, и двигаюсь я также, выбирая траекторию с их учётом.

Остановлюсь подробнее на одном моменте. Вода, как известно, заполняет любой свободный объём. На дороге я также пытаюсь «заполнить собой свободный объём», имеющийся в виде свободной на бОльший видимый отрезок полосы. В среднем это помогает выиграть время, даже если свободная полоса двигается не в нужном мне направлении (тот же пример с левым поворотом, мне нужно налево, но туда пробка, соседняя полоса свободна, но она только прямо). Даже ПДД не мешают мне двигаться по свободной полосе до тех пор, пока она разделена с «левой» прерывистой разметкой (как правило сплошняк начинается метров за 10-20 до стоп-линии). Таким образом я могу объехать почти весь хвост и встроиться у самого светофора. Побочный негативный эффект — если не получается встроиться сразу, то я начинаю мешать тем, кто едет прямо.

Один из самых главных принципов (а не правил) дорожного движения: «думай о других участниках, не мешай им, насколько это возможно».

Поэтому проблему «вклинивания» нужно решать до того, как она возникнет. Варианта здесь два:

  • подгадывать момент вклинивания под начало движения по левой полосе. В этом случае всегда есть зазор между тронувшейся машиной, и ещё стоящей, в который можно заехать, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО показав манёвр поворотником. Часто это бывает, когда оба ряда стоят и зелёный загорается либо одновременно, либо левый поворот первым. На этот случай всегда нужно оставлять перед собой достаточно места для небольшого разгона и выезда на другую полосу.

Да, вообще никогда не прижимайтесь вплотную к впереди стоящей машине. Любая заминка с ней, или кем-то перед ней заставит вас либо стоять и ждать когда заминка исчезнет, либо сложно маневрировать в плотном потоке, вплоть до движения задним ходом, вместо того, чтобы просто объехать неизвестно почему вставший ряд.

  • Вариант второй, выезжать на поворот прямо на перекрёстке. Кому мы мешаем? Никому, поскольку с ряда «прямо» мы уезжаем и никому там не мешаем. Ряд налево стоит и ждёт стрелки, либо поворачивает, поэтому столкнуться с кем-то там мы тоже не можем. Тут уже вопрос вклинивания в поворот, который решается либо простым въездом в траекторию движения, либо (если кто-то решил вас принципиально не пропустить) просто ждёте и уезжаете последним с перекрёстка.
levyi_povorot
Левый поворот в объезд «стоямбы».

С точки зрения ПДД здесь не всё так однозначно, но давайте разберём ситуацию пошагово. Выезжая на перекрёсток по «прямой» полосе вы ничего не нарушаете. На перекрёстке полосы почти всегда отсутствуют (либо прерывистые, хотя у нас нет ни одного перекрёстка с разметкой полос на весь город. Разве что в Мск такие видел), так что перестраиваясь вы формально тоже ничего не нарушаете. Ну и выезжая за стоп-линию и вставая на поворот в ожидании зелёной стрелки вы тоже ничего не нарушаете: можно было ехать прямо — вы ехали, нельзя ехать налево, вы и не едете. Хотя, конечно, лучше не гарцевать так перед лицом ГИБДДшников, могут не понять и не простить:).

7. Скорость потока машин.

В ПДД отражён совет/предписание «двигаться со скоростью потока», фигурирующий в некоторых экзаменационных вопросах. В общем случае это так и есть. Правда, двигаясь со скоростью потока автомобилист обречён задерживаться везде, где задерживается поток. Если вернуться к аналогии с водой, то судно сохраняет управляемость только пока имеет какую-то разность своей скорости и скорости потока. Если вы «плывёте» в режиме бревна, то сколько не крутите рулевым веслом/штурвалом, в нужном направлении не поплывёте.

Вариант с отрицательной скоростью мы не берём, поскольку так начнём мешать другим людям. А вот к варианту с положительной скоростью нужно присмотреться повнимательнее. Обычно её используют мотоциклисты. Вообще, установка про «на 10-20 км/ч быстрее потока» достаточно дискуссионна. С моей точки зрения это правильный подход, но с оговорками. Во-первых, в случае с машиной нужно поменять местами причину и следствие. Мы едем там, где есть свободное место, маневрируем активнее среднестатистического участника потока, поэтому движемся быстрее его, а не наоборот. Движение «быстрее потока» как самоцель — нонсенс для автомобилиста. Мотоциклист за счёт лучшей динамики своего «коня» может быстро набирать плюсовую скорость, к тому же места на дороге занимает гораздо меньше (без проблем проезжает по междурядью, не мешая соседним авто). Машине же при удовлетворительной скорости движения потока нет необходимости кого-то обгонять. Все активные манёвры стоит начинать при затруднении движения и только за счёт «свободного объёма» дорожного пространства.

8. Лишние манёвры на дороге.

У некоторых водителей есть такая психологическая установка, мол, зачем перестраиваться сейчас, если потом нужно будет перестраиваться обратно… Из таких и состоят «стоячие» полосы на проездном в общем-то перекрёстке/участке дороги. Мне эта установка сильно мешала, казалось, что я, своими метаниями туда-сюда создаю о себе плохое впечатление у других участников движения (да, вот такой я мнительный и стеснительный:))). Отчасти так и есть, многие про себя или вслух высказываются в духе «ну и чего ты добился, нифига не выиграл, только мотался по дороге туда-сюда…». Да, не всегда возможно угадать с манёвром перестроения, бывает, перестроился в полосу, и она встала. Но здесь решает принципиальный подход. Если собрался «быть водой» и «затекать» во все нужные тебе «пустые пространства», нужно так и делать, выбросив из головы рефлексию по поводу того, кто и что о тебе подумает. Если брать скорость попадания из А в Б, такой подход ускорит твоё продвижение в целом, даже если где-то в отдельных местах он не сработает. Главное, не мешать при этом другим и, естественно, не создавать аварийные ситуации.

9. Позитивный настрой, «не пропустит этот, пропустит следующий…».

В вождении вообще очень многое завязано на психологическое восприятие действительности человеком. Позитивный настрой напрямую влияет на результативность езды, не говоря уже о вреде негативных эмоций для здоровья. Поэтому крайне важно не стараться быть на дороге «самым-самым», не думать, что кто-то что-то тебе должен, потому что это не так.

Весь смысл моего стиля городского вождения заключается в том, чтобы использовать «свободные (т. е. ни кем не занятые) места и секунды» для ускорения перемещений, а не выгрызать зубами преимущество за счёт других.

Говоря о внедрении в соседний ряд нужно помнить что никто ничего на дороге тебе не должен. Так что не стоит нервничать, если тебя не пропустили. Обязательно найдётся тот, кто пропустит, третья, пятая, десятая машина, но такой человек найдётся. (Кстати, подумал, что этот момент нужно «разжевать» поподробнее в отдельной статье, уж больно много проблем на дороге он вызывает). При этом не забывайте действовать позитивно и в обратной ситуации, пропускайте сами тех, кто встраивается в ваш ряд. Уважая «соседей» по дороге вы снижаете напряжённость движения, а значит и риск аварии.

10. Итоги.

Много чего ещё можно сказать по теме, но объём статьи и так уже слишком большой. Лучше как-нибудь напишу продолжение. А пока краткое резюме:

  • безопасное вождение и безаварийная езда — немного разные вещи. Во втором случае возможны неожиданные манёвры, которые могут казаться другим небезопасными (просто потому что выходят за рамки их шаблонов поведения на дороге), однако не приводят к возникновению аварийной ситуации.
  • «ускоряться» при движении по городу имеет смысл тем, кто зарабатывает этим деньги. На работу/с работы можно ездить без этих тонкостей, поскольку ваш заработок не уменьшится, а сколько-нибудь заметной экономии времени за 30-60 минут в день, потраченных на дорогу, не получится. Зато ехать будет спокойнее.
  • «тормоза» за рулём — неотъемлемая часть дорожного движения. Старайтесь их вычислять и объезжать заранее. И старайтесь сами не «тормозить»:).
  • Анализируйте дорожную обстановку и стройте траекторию движения машины исходя из этого анализа.
  • Старайтесь уподобиться воде, заполняя свободные участки дороги. Их немало, на самом деле.
  • Оптимальным будет движение чуть больше скорости потока. Причём это будет получаться как раз в результате ваших манёвров, а не как самоцель.
  • Не бойтесь делать «лишние» манёвры на дороге. Суть моего стиля вождения по городу в том, чтобы пытаться использовать любую возможность для ускорения. Иногда получается, иногда нет. Однако, если не пытаться, ускориться точно не получится.
  • Сохраняйте позитивный настрой. Никто не должен вас пропускать. Однако сами старайтесь пропускать других. Это снизит напряжённость дорожного движения в целом.